Добро пожаловать на наш портал !

Методы компьютерного моделирования экономических процессов

ТЕОРИЯ ИГР

Предмет теории игры. Задачи, рассмотренные в предыдущих главах, формулировались для ситуаций индивидуального выбора оптимальных решений, т.е. для случаев, когда решение принимает отдельно взятый субъект, обладающий единственной целью.

Принципиально иная ситуация возникает при изучении процессов принятия решений несколькими субъектами, интересы которых могут не совпадать. При этом возникают задачи со многими целевыми функциями (критериями). Область математики, изучающая данные проблемы, получила название теории игр. Задачи теории игр относятся к области принятия решений в условиях неопределенности, а их специфика состоит в том, что, как правило, подразумевается неопределенность, возникающая в результате действий двух или более «разумных» противников, способных оптимизировать свое поведение за счет других. Среди типичных примеров такого поведения могут быть названы действия конкурирующих фирм на одном рынке или планирование военных операций.

Одним из основных вопросов в задачах с коллективным выбором решений является вопрос об определении оптимальности, т. е. вопрос, какие решения следует признавать наилучшими в ситуации оптимизации по нескольким критериям, отражающим различные интересы. Многие методы решения проблем теории игр основываются на сведении их к задачам математического программирования. На наиболее простых из них мы остановимся в настоящей главе.

Теория игр берет начало от работ Э. Бореля (1921 г.), а принципиальным этапом в ее становлении как самостоятельного научного направления стала монография Дж. Неймана, вышедшая в 1944 г. [25].