Добро пожаловать на наш портал !

Методы компьютерного моделирования экономических процессов

6.3. Метод "мозгового штурма"

"Мозговой штурм" — наиболее известный и широко применяемый метод генерирования новых идей путем творческого сотрудничества группы специалистов. Являясь в некотором смысле единым мозгом, группа пытается штурмом преодолеть трудности, мешающие разрешить рассматриваемую проблему. В процессе такого штурма участники выдвигают и развивают собственные идеи для развития других, комбинируют их. Для обеспечения максимального эффекта "мозговой штурм" должен подчиняться определенным правилам и основываться на строгом разрешении во времени процесса выдвижения идей и процесса их обсуждения и оценки. На первой стадии штурма запрещается осуждать выдвинутые идеи и предложения (считается, что критические замечания уводят к частностям, прерывают творческий процесс, мешают выдвижению идей). Роль руководителя группы состоит в том, чтобы активизировать творческое мышление участников заседания, обеспечить выдвижение возможно большего числа вариантов осуществления той или иной функции системы или ее составной части.

После выдвижения идеи выполняются тщательное их обсуждение, экономическая оценка и отбор лучшей.

На стадии обсуждения участники "мозгового штурма" должны развить выдвинутые идеи для нахождения в них рациональных зерен. Участники должны концентрироваться на положительных сторонах идей и развивать их. Поэтому выдвигаемые в процессе обсуждения дополнительные идеи могут базироваться на идеях других участников или, наоборот, служить для них фундаментом, катализатором. Значительный эффект дает комбинирование идей при одновременном выявлении преимуществ и недостатков синтезируемых при этом вариантов.

Метод "мозгового штурма" эффективен прежде всего при решении не слишком сложных задач общего организационного характера, когда проблема хорошо знакома всем участникам заседания и по рассматриваемому вопросу имеется достаточная информация.

При реализации "мозгового штурма" в течение нескольких совещаний необходимо синтезировать 400 — 500 идей для сравнительно сложной задачи.

Метод "мозгового штурма" имеет ряд модификаций.

Индивидуальный "мозговой штурм" проводится в основном по тем же правилам, что и рассмотренный выше коллективный,

Исходная информация:

А = {а1 — авторучка, а2 — фонарь, a3 — радиоприемник, a4 — часы}.

В = {b1 — стеклянный, b2 — светотеплоизлучающий, b3 — многоцветный, b4 — плавающий, b5 — встроенный, b6 — гигантский, b7 — миниатюрный, b8 — источник энергии — тепловая энергия, излучаемая телом человека}.

Матрица С связей А и В для рассматриваемого примера имеет следующий вид:


Выполняемые процедуры:

1. Случайный выбор из списка А объекта:

a2 — фонарь.

2. Выбор из списка В всех признаков объекта а2.


= {b2, b3, b4, b5, b6, b7, b8}.

3. Случайный выбор из списка

признака b:

b4 — плавающий.

4. Выходные данные:

a2 — фонарь;


= {b2, b3, b4, b5, b6, b7, b8}.

b4 — плавающий.

5. Выбор из списка А всех объектов, обладающих признаком b.


= {а1, a2, a3, a4}.

6. Случайный выбор из списка

объекта:

a3 — радиоприемник.

После первой итерации гирлянда случайных ассоциаций имеет следующий вид: а2 — фонарь, в4 — плавающий, a3 — радиоприемник.

Признак b4 является общим для объектов а2 и а3.

7. Переход к процедуре 2.

Результат — список

= {b4, b5, b6, b7, b8}.

8. Случайный выбор из списка

признака: b8 — источник энергии — тепловая энергия.

9. Выходные данные:

а3 — радиоприемник;

= {b4, b5, b6, b7, b8}; b8 — источник энергии — температура тела человека.

10. Выбор из списка А всех объектов с признаком b8:


= {a2, a3, a4}.

11. Случайный выбор из списка

объекта: a4 — часы. После второй итерации гирлянда случайных ассоциаций имеет следующий вид: а2 — фонарь, b4 — плавающий, а3 — радиоприемник, b8 — источник энергии — температура тела человека, a4 — часы.

В результате двух итераций алгоритма возникшие ассоциации от синтезированной гирлянды позволяют сгенерировать следующие идеи потребительского товара:

• фонарь для подводного плавания;

• радиоприемник для плавания с источником энергии от температуры тела человека;

• часы с подзарядом от тепловой энергии, излучаемой телом человека.